Как измеряют объем багажника и почему он может различаться у одинаковых машин?

На первый взгляд, объем багажника показатель не столь важный, но иногда решающий. Как получают официальный показатель объема багажника, и почему он может быть разным даже у одной и той же модели, продаваемой в разных странах?

ПОЧЕМУ ОБЪЕМ БАГАЖНИКА РАЗЛИЧАЕТСЯ ДАЖЕ У ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ МОДЕЛИ?

Отличия в заявленных объемах багажника у одной модели в разных странах – не новость и встречается довольно часто. В качестве примера возьмем автомобиль, который продаётся в России и в США – Ford Focus. В российском перечне характеристик и для седана, и для хэтчбека указан объем багажного отделения в литрах. Седан - 421 литр, хэтчбек – 316. В США понятие «объем багажника» на официальном сайте указано только для седана. Для хэтчбека приведены «объем грузового пространства за первым рядом сидений» и «объем грузового пространства за вторым рядом сидений», а также «объем скрытого грузового пространства». Более того, показатели ощутимо различаются. В Америке в пересчете на литры багажник седана имеет 374 литра объема (13,2 кубических фута), а хэтчбек – целых 660 (23,3 кубических фута). Получается, американские хэтчбеки Focus имеют вдвое больше места в багажнике, чем российские?

В действительности, конечно же нет. Дело в том, что используются разные стандарты расчета грузового объема. В США он измеряется по стандарту SAE (Society of Automotive Engineers – Сообщества автомобильных инженеров), а именно J1100_200911 (Motor Vehicle Dimensions – размеры транспортных средств). В Европе же действует методика расчета согласно стандарта DIN 70020, разработанного немецкой Ассоциацией автомобильной промышленности VDA (нем. Verband der Automobilindustrie). В чем же их отличие?

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ АМЕРИКАНСКАЯ ОТ ЕВРОПЕЙСКОЙ МЕТОДИКИ?

Отличия американской от европейской методик измерения кроются в способе заполнения измеряемого грузового пространства. И тут как обычно "отличились" именно США, где в категориях единиц измерения по сей день главенствуют не связанные между собой фунты, футы, фаренгейты и галлоны.

Они для расчета доступного багажного объема используется собственно сам багаж, состоящий из фиксированного набора разнообразных чемоданов. Небольшого мужского, большого женского, дорожного женского, платяного женского и пары других, а также сумки для гольфа, для которой четко указан список содержимого: 2 вуда (клюшки для игры у лунки), 4 айрона (клюшки для сильных ударов), 1 короткая клюшка, пара обуви и три мяча. Список замыкают небольшие коробки, которыми разрешено заполнять полости оставшиеся после укладки основного багажа.

Итоговый расчет объема багажного отделения производится путем его последовательного заполнения по методике, приведенной в стандарте – от большего к меньшему. Правда, при заполнении виртуального багажника не обошлось без еще одной хитрости: автопроизводители «в рекламных целях» стали забивать багажные отделения пятидверных автомобилей не до верхней кромки задних сидений, как положено, а под крышу, в то время как европейский стандарт предполагает заполнение до задней полки. Именно этим, в частности, и объясняется вдвое больший объем грузового пространства у американского хэтчбека Ford Focus.

А как же в Европе? Здесь все проще. Они обошлись без понятий о мужском и женском багаже из 19 века. Европейский DIN подразумевает заполнение багажника плоскими «кирпичиками» размером 200 х 100 х 50 миллиметров и (следовательно) объемом ровно в 1 литр. Итоговый объем при таком подходе посчитать достаточно легко, ведь он равен числу блоков, вместившихся в багажник. И именно этим отличием в подходе можно объяснить наш пример с Focus в кузове седан. Европейские блоки укладываются в багажник заметно плотнее, а потому итоговый объем при прочих равных обычно получается больше, так что удивляться 421 литру против 374 у одной и той же машины не стоит.

НА ЧТО ЖЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ПРИ ВЫБОРЕ МАШИНЫ?

Если при выборе машины решающим для вас является объем ее багажника, то, как уже выяснили, стоит обращать внимание не только на заявленную цифру, но и на методику ее получения. Если речь идет о VDA (более вероятно), то объем багажника можно считать условно объективным, а если он рассчитан по SAE, то можно поискать альтернативные показатели, чтобы понять, сколько потенциально полезного пространства было потеряно при укладке багажа.

Естественно, при расчете объема багажника в современных машинах никто не занимается укладкой в них настоящих чемоданов, коробок и сумок. Расчет производят компьютерные программы для 3D-моделирования. Они же рассчитывают оптимальное расположение чемоданов, чтобы итоговый результат был наибольшим. Конечно, программа с легкостью рассчитает и «чистый» объем любой заданной емкости с учетом каждой впадины и изгиба – но поскольку в багажниках все же возят не воду, а то, что имеет жесткие формы, для расчета реально доступного объема и используются ныне существующие методики.