Ремонт по ОСАГО: могут изменить действующий закон

Верховный суд РФ проверит законность используемой методики определения расходов на выполнение ремонта.

Изменения в закон «Об ОСАГО», которые установили приоритет ремонта над денежными выплатами, вступили в силу в 2017 году. По задумке это должно было привести к уменьшению количества споров в судах. Если раньше у клиента был выбор – отремонтировать автомобиль за счёт страховки или получить возмещение деньгами, то теперь практически всех автовладельцев направляют на ремонт.

Ремонт по ОСАГО: могут изменить действующий законЭто происходит следующим образом: страховая компания производит осмотр автомобиля и выдаёт пострадавшему направление на ремонт (СТО определяется заранее). Мастерская получает деньги в соответствии с расчётами по методике Центрального банка и согласно действующим справочникам цен на запчасти. Обращаем внимание, что последний раз стоимость в них менялась 1 декабря 2018 года. Пересмотр цен был произведен только после обращения в Верховный суд.

Однако, сервис имеет право отказать в ремонте машины. Это может произойти, если в СТО не согласны с насчитанной суммой. В этом случае страховщику придется возместить клиенту ущерб деньгами. Если же и автовладельца не устроит полученная сумма, то он может провести независимую экспертизу. После того, как эксперт поймёт, сколько не хватает, водитель вправе обратиться в суд с требованием произвести доплату.

Согласно действующему законодательству, суд не примет к рассмотрению иск в том случае, если разница между расчётами страховщиков и экспертов оказалась менее 10%. Такое расхождение считается статистической погрешностью. Против этого пункта «единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт» выступила брянский юрист Ольга Курзина. Она обратилась в Верховный суд РФ, который на следующей неделе проверит эту норму.

По словам истца, эта норма дает возможность страховщикам занижать выплаты на 10%. Ремонт по ОСАГО: могут изменить действующий законЕсли взять максимально допустимый на сегодняшний день размер компенсации по риску «имущество» в ОСАГО – 400 тысяч рублей – то недоплата 10% приведёт к потере клиентом 40 тысяч рублей. Ольга Курзина добавила, что это довольно существенная сумма, которую автовладельцу в итоге придётся добавить из своего кошелька.

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев отметил, что случаи, когда компании специально занижают суммы компенсаций возможны, однако, крупные страховщики и независимые эксперты используют для расчётов одинаковые программы. Соответственно, они чаще всего дают одинаковые результаты. Представитель РСА отметил, что иски редко подают сами страхователи, чаще всего этим занимаются нанятые автоюристы. Стоит признать, что нередки случаи, когда клиенты по итогам получают выплату заметно больше той, что изначально насчитал страховщик.

В ЦБ рассказали, что методику, по которой на данный момент рассчитывают стоимость для восстановительного ремонта, изменят. Предположительно для этого могут использовать в том числе предложения Российской ассоциации автодилеров (РОАД). Речь идёт о том, чтобы ввести различные схемы расчёта для новых и подержанных автомобилей.