Саморазряд в мороз и опасность прикуривания. 10 вопросов об аккумуляторах

Как известно, самые большие проблемы зимой автолюбителям доставляет аккумулятор. И по традиции, из года в год, автомобилисты-новички задают по этому поводу вопросы… Мы решили осветить все самые популярные аккумуляторные вопросы в 10 ответов на 10 вопросов!
1. ЧТО ЭТО ТАКОЕ САМОРАЗРЯД БАТАРЕИ?
Обычные пальчиковые батарейки способны храниться долгое время, пока их не начнут использовать. К сожалению, с автомобильным аккумулятором такой фокус не проходит! Сразу отметим, что «снятие минусовой клеммы» не поможет! Оставив автомобиль на парковке и уехав на месяц в отпуск или командировку, вернувшись, есть большой шанс, что двигатель запустить не получится… Те, кто привык, что выключенный ноутбук или планшет может без всякого ущерба для батареи лежать долгое время, неприятно удивляются…
Дело в том, что снимая клемму с АКБ, мы «отрубаем» внешние потребители тока, но естественный процесс внутреннего саморазряда, свойственный свинцовым батареям и почти не свойственный литиевым при этом не останавливается. Для понимания, представьте, что внутри аккумулятора параллельно клеммам постоянно подключен маленький паразитный потребитель тока. Производители считают саморазряд нормой, если новая батарея теряет не более 0,5-0,8% емкости в сутки. Это требование относится к положительным температурам  — зима в данном случае в этом моменте выступает в роли союзника, а не врага. При отрицательных температурах саморазряд заметно замедляется! Летом даже отключенная от бортсети АКБ способна всего за один месяц лишиться половины емкости, а уже хорошенько поработавшая (хотя и вполне исправная!) за это время может "уйти в ноль" – для нее 1,5-2% потерь в сутки бывает нормой. Поэтому при длительной стоянке автомобиля необходимо перед снятием клеммы полностью зарядить аккумулятор сетевым зарядным устройством. А лучше всего – оставить АКБ, на так называемой, постоянной подпитке зарядным устройством, имеющим специальный режим компенсации саморазряда. Часто этот режим работы в инструкции к заряднику называют «буферным» или «компенсационным» — при нем батарея постоянно подпитывается безопасным сверхмалым током в несколько десятков миллиампер без риска испарения воды из электролита или перегрева.
2. СКОЛЬКО ДНЕЙ МОЖНО НЕ ЗАВОДИТЬ МАШИНУ?
Можно ли сод спокойной душой улететь, к примеру, в отпуск или командировку, оставив автомобиль на парковке и при этом не принимать каких-либо «радикальных» мер? Проще говоря, просто припарковаться и уйти, а вернувшись недельки через две, завести мотор и поехать? Давайте проведем несложный арифметический расчет.
Предположим, что электрика машины полностью исправна и не потребляет ток при простое. В таком случае остается два основных «паразита», которые имеются у большинства в автомобиле. Это сигнализация и аудиосистема(магнитола). Среднее потребление этой парочки – около 30 мА на сигнализацию и около 20 мА – на магнитолу.
Саморазряд в морозы и опасность прикуривания. 10 вопросов об аккумуляторах.
  • Необходимо замерить потребляемый автомобилем в режиме простоя от аккумулятора ток – рассказывает заведующий аккумуляторной лабораторией ФГУП «Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования» Александр Казунин.
  • Предположим, что у вас получилось 50 мА. Подсчитаем: 50 мА тока = 0,05 А/ч расхода. Умножаем 0,05 на 24 часа в сутках и предположим, 14 дней – получается за две недели потеря составит почти 17 ампер-часов. И заметьте, это без учета саморазряда аккумулятора. Для АКБ емкостью 55 А/ч это составляет практически треть от емкости. Расшифруем смысл этих цифр. Если на улице лето, автомобиль технически исправен, а батарея заряжена на 100% — то утеря трети емкости не как не помешает завести мотор. Если на улице зима, а машина эксплуатируется в городском режиме, когда аккумулятор из-за режима передвижения заряжен не более чем на три четверти (в лучшем случае!), картина получается не такая радужная. После двухнедельного простоя сигнализация, магнитола и саморазряд самой АКБ не позволят завести двигатель.
3. МОЖНО ЛИ ЗАРЯЖАТЬ АККУМУЛЯТОР, НЕ ОТКЛЮЧАЯ ЕГО ОТ МАШИНЫ?
Вы поставили автомобиль в гараж и решили подзарядить батарею. Нужно ли перед зарядкой отключать АКБ от бортсети, снимая с него одну из клемм?
Любое зарядное устройство (ЗУ) дает такое же напряжение (или незначительно выше), как и штатный генератор автомобиля. Никакого вреда это напряжение электронике автомобиля нанести не способно. К тому же, электроника (включая главное – блоки управления двигателем и трансмиссией) полностью отключена от бортсети извлеченным ключом зажигания и как следствие отключенным главным реле. Проще говоря, после выключения зажигания исправное ЗУ можно подключать к аккумуляторной батарее не скидывая клеммы.
Саморазряд в морозы и опасность прикуривания. 10 вопросов об аккумуляторах.
Хотим обратить внимание на ключевое слово – «исправное»… Тут дело в том, что все современные зарядные устройства исполнены на бестрансформаторных источниках тока — так называемых инверторах. Их особенность в том, что при практически любой неисправности внутри ЗУ на его клеммах просто исчезнет напряжение. Батарея, конечно, в этом случае заряжаться не будет, но и электроника автомобиля не будет повреждена. А вот многие "старинные"зарядные устройства которые построены по трансформаторной схеме, внутри часто представляют собой источники тока с напряжением 18-25 вольт. Оно транзисторными или тиристорными регуляторами понижается до нужных для зарядки 14-16 вольт. А если регулирующий транзистор пробивается, то на выходе ЗУ мгновенно появляется высокое напряжение 18-25 вольт. Оно способно повредить и аккумулятор, и электронные модули, которые не обесточиваются выниманием ключа.  Поэтому при применении старых зарядок клемму с батареи все же необходимо снимать.
4. ВЗОРВЕТСЯ ЛИ КВАРТИРА ОТ ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРА ДОМА?
Среди некоторых автомобилистов бытует мнение, что заряжать АКБ дома – небезопасно.Отметим, что риск взрыва несет выделяющийся при зарядке водород, который в соединении с кислородом образует так называемый гремучий газ. Однако, для взрывоопасной концентрации количество водорода должно составить не менее 4% от объема воздуха в помещении. Даже в маленькой комнате аккумулятору нужно стоять на зарядке ни один день, чтобы образовалась такая концентрация. При этом комната должна быть герметичной, что в условиях квартиры практически не возможно. Еще один важный нюанс: на самом деле во время зарядки составляющая водорода от общего количества газов, выделяемых батареей, мала (менее 10%). В основном АКБ выделяет водород в первые часы после зарядки, а не во время нее.
Таким образом, известные строгие требования по соблюдению взрыво-пожаробезопасности относятся к аккумуляторным участкам на предприятиях, где круглые сутки идет одновременная зарядка большого количества АКБ. Распространять эти требования на простую подзарядку АКБ в квартире при открытой форточке или тем более на балконе не стоит.
5. МОЖНО ЛИ ОТРАВИТЬСЯ ОТ ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРА ДОМА?
При зарядке аккумулятора выделяется не только водород. Среди других выделяемых газов есть и токсичные — например, сернистый. Однако, если мы говорим не о постоянной и массовой зарядке батарей, а одной подзарядке за зимний период, выделяемое количество этих газов максимум может спровоцировать головную боль . Но даже для этого необходимо совпадение множества факторов.
Конечно, заряжать аккумулятор у изголовья кроватки грудного ребенка не стоит! Но если вам не удалось пристроить АКБ на зарядку где-то помимо коридора, прихожей или балкона в обычной городской квартире, ничего опасного со здоровьем не произойдет. Достаточно, если в квартире будут открыты межкомнатные двери и приоткрыто хотя бы одно окошко.
Саморазряд в морозы и опасность прикуривания. 10 вопросов об аккумуляторах.
Отметим, что больше урона (правда, не здоровью, а имуществу) могут принести пары серной кислоты, которые способны в малом количестве выходить наружу из банок АКБ с выделяющимся при «кипении» газами. Вокруг батареи они способны испортить ткань, пол или ковер из натурального материала. Рекомендуем поместить заряжаемую батарею в полиэтиленовый мусорный мешок — разумеется, при этом не надо завязывать его горловину.
6. ПОЧЕМУ ЗИМОЙ НУЖНО ЗАРЯЖАТЬ АКБ ВНЕ МАШИНЫ?
Наверняка все знают, что при частых коротких поездках типа «дом-работа-дом» генератор не успевает полностью восполнять потери энергии аккумулятора, которую тратит стартер, и АКБ постепенно теряет емкость даже при исправном электрооборудовании. Летом у аккумулятора существует хотя бы возможность добиться за долгую поездку полного заряда. А зимой такая возможность отсутствует. Даже если вы будете каждый день ездить из Москвы в Питер и обратно, аккумулятор не в состоянии будет зарядиться выше 70-80% от полной емкости из-за существенного замедления скорости протекания электрохимических процессов при отрицательных температурах. В сильный мороз аккумулятор, стоящий на автомобиле, никогда не зарядится на 100%. Не зарядится он и в неотапливаемом гараже от стационарного зарядного устройства, если на улице крепкий мороз.
Саморазряд в морозы и опасность прикуривания. 10 вопросов об аккумуляторах.
Для гарантированной 100% зарядки батареи необходимо перенести ее в теплое помещение и дозарядить сетевым зарядным устройством. Проводите эту процедуру 1-2 раза за зиму  и вы гарантированно предупредите проблемы с холодным пуском двигателя!
7. КАК МОРОЗ ИЗМЕНЯЕТ ЕМКОСТЬ БАТАРЕИ?
Практически всегда проблемы с зимним запуском – вина самого автовладельца. Не подзарядил батарею до нормы перед зимним сезоном, игнорировал неисправность электрооборудования и утечки тока, допустил полный разряд аккумулятора ранее и так далее. Однако бывает, что все исправно, аккумулятор свежий, а стартер крутит совсем вяленько! Почему?
Дело в том, что емкость аккумулятора – непостоянный параметр. Она сильно зависит от температуры окружающей среды. В холод емкость аккумулятора естественным образом снижается вследствие замедления скорости протекания электрохимических процессов. Приблизительно зависимость емкости от температуры можно отобразить так:
Температура электролита батареи, °СЕмкость, % от номинала
-1080
-2065
-3050
Короче говоря, если производитель автомобиля сэкономил на батарее, не поставив «усиленный вариант для России» с увеличенным пусковым током и емкостью, то «полбатареи», в которые превращается аккумулятор при минус 25-30, легко может не хватить для стабильного пуска. Особенно если АКБ постоянно недозаряжается в городском режиме.
8. ЧЕМ ОПАСНО ПРИКУРИВАНИЕ?
Если аккумулятор полностью разрядился – например, от оставленных включенными фарами или аудиосистемой — плотность электролита стремительно падает и электролит замерзает, как обычная вода. Замерзая, он расширяется, деформируя пластины и распирая бока корпуса. Что же происходит после «прикуривания» такой батареи проводами или портативным литий-ионным «пускачом»?
Саморазряд в морозы и опасность прикуривания. 10 вопросов об аккумуляторах.
— Летом «прикуривание» опасности не несет.
— Зимой – совсем иная история… Если полностью разряженную и замороженную батарею принести домой, отогреть в течении 12 часов при комнатной температуре и после этого поставить на зарядку сетевым зарядным устройством – она еще может поработать. Но мало кто так поступает… В основном машину «прикуривают» и тут же едут на работу или по делам. Что же происходит в таком случае? Батарея начинает заряжаться от генератора достаточно большим током. Но внутри нее на две трети объема электролита, а лед. Фактически работает в лучшем случае только треть батареи. От больших зарядных и пусковых токов спекаются сепараторы, и в них начинают прорастать шунты – токопроводящие перемычки из дендритов, которые замыкают пластины между собой. Чаще всего страдают первая и шестая банки, поскольку они находятся по краям, и промерзание начинается с них. После таких издевательств батарея перестает держать заряд и требует замены. Прикуривая с утра машину, которая не светит лампами на приборной панели после поворота ключа, и стартер которой не издает ни звука, нужно помнить, что аккумулятор уже не жилец, и вечером крайне желательно заехать в магазин за новым!
9. НУЖНА ЛИ «ШУБА» АККУМУЛЯТОРУ?
Многие автолюбители видели, как аккумулятор под капотом укутан в мягкий чехол-коробочку, называемую теплозащитой, термозащитой, «термокейсом» и так далее. На некоторых машинах такой аксессуар штатно идет с завода-изготовителя.
Бытует мнение, что такие термочехлы помогают лучше заряжать батарею от генератора зимой и эффективнее отдавать ток стартеру. придется вас огорчить, но это заблуждение. Для зимы подобные «шубы» совершенно бесполезны. За ночь или день простоя на парковке любая АКБ промерзает до температуры окружающей среды! Главная задача такой термозащиты – частично прикрыть аккумулятор от перегрева в адском подкапотном пекле летом, чтобы уменьшить испарение воды из электролита, от которого страдают любые батареи, будь они хоть трижды «необслуживаемыми».
Впрочем, в любом случае называть такой аксессуар необходимым нельзя, и приобретать его самостоятельно, если производитель обошелся без него, совершенно не имеет смысла.
10. НУЖНО ЛИ ПРИМЕНЯТЬ ЗАЩИТНЫЕ СМАЗКИ ДЛЯ КЛЕММ БАТАРЕИ?
Плюсовая клемма батареи имеет предрасположенность к усиленному окислению. Не редко покрываясь жутковатой на вид сине-зеленой коркой. Окислы постепенно проникают в плоскость контакта, быстро его ухудшая. Сегодня для предотвращения этого зла продаются специальные защитные смазки, но стоят они в силу специфичности весьма недешево, а востребованы редко и в ничтожном количестве. А вообще, чистой и недеформированной клемме с исправным затяжным болтом дополнительная «химическая обработка» в плоскости контакта с наконечником аккумулятора, по большому счету, и не требуется. А когда клемма уже «мертвая», даже дорогое спецсредство не поможет ей восстановить качественный контакт без вольтопотерь – по-хорошему, клемму нужно менять или как минимум тщательно восстанавливать с использованием круглого напильника и наждачной бумаги.
Однако в «старые-добрые времена» существовал простой способ защиты клемм от окисления, в наше время почти забытый. Он неплох для предотвращения будущего износа клеммы, пока она еще новенькая — тем более что стоимость затеи стремится к нулю, а в реализации - элементарна. Для предотвращения окисления клемм на «плюсовой» контакт батареи в прежние годы опытные водители надевали плоское колечко из толстой ткани или войлока, на которое наносили 2-3 капли моторного масла — а поверх кольца уже надевали и зажимали клемму провода. Масло, дающее легкое испарение от жара подкапотного пространства, «укутывает» контакт батареи и клемму провода своеобразным антикором, тем самым не давая ей окисляться.