За забрызганный грязью или снегом автономер, нельзя лишать прав: напомнили в суде

Разбираться с проблемой наказания водителей за грязный или заледеневший номерной знак пришлось Верховному суду РФ.

За забрызганный грязью или снегом автономер, нельзя лишать прав: напомнили в судеВажное для автомобилистов решение недавно принял Верховный суд РФ. Касается оно действий сотрудников ГИБДД в случае, если они останавливают машины с нечитаемым номером (из-за грязи, снега или наледи). Сейчас в законодательстве за это предусмотрено наказание: предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Однако бывают случаи, когда инспекторы выписывают штраф в 5 000 рублей или лишают водителей прав. Обоснование для такого наказания - использование специальных материалов, которые мешают распознать госзнаки.

Нынешнее дело начали рассматривать ещё в 2016 году. Водителя остановили в Москве и составили на него протокол, согласно которому тот управлял автомобилем с номерами, «оборудованными с применением материалов, препятствующих и затрудняющих их идентификацию».

За забрызганный грязью или снегом автономер, нельзя лишать прав: напомнили в судеАвтомобилист с этим утверждением не согласился, так как знаки были заляпаны снегом и грязью. Оттереть их полностью автомобилисту не удалось, так как на улице было очень холодно: если бы он продолжил попытки очистить знак, он бы скорее всего его повредил.

Как сообщает «Российская газета», несмотря на это, его решили наказать именно за использование специальных материалов, как будто он купил специальную плёнку или наклеил изоленту, чтобы зрительно изменить цифры в номере.

Однако между такими случаями есть весьма ощутимая разница: если водитель клеит плёнку или изоленту, то у него есть умысел – не дать камерам считать номер. Если же знак просто грязный или обледеневший, то злого умысла у автомобилиста нет, а значит, и наказывать его большим штрафом или лишением прав оснований нет.

За забрызганный грязью или снегом автономер, нельзя лишать прав: напомнили в судеНесмотря на это, в рассматриваемом деле мировой, апелляционный и кассационный суды согласились с действиями сотрудника ГИБДД и подтвердили, что лёд налипший на автономер есть «оборудование регистрационных знаков материалами, препятствующими их идентификации». Тогда водитель обратился в Верховный суд, которому в итоге и пришлось в очередной раз указать нижним инстанциям на ошибку.

Почему в очередной раз? Потому что случай не первый. Схожее дело Верховный суд уже рассматривал в 2006 году. На соответствующий пункт 5.1 постановления Пленума ВС в инстанции и сослались. В нём есть пояснения о том, как применять в подобных ситуациях те или иные нормы.

Издание отмечает, что существует проблема с некоторыми недобросовестными сотрудниками ГИБДД. Возможно, это намёк на то, что подобными действиями такие инспекторы пытаются заставить водителя «откупиться» от серьёзного наказания. Однако в итоге это оборачивается лишней работой для судов. По мнению юриста Сергея Смирнова, нужно ввести ответственность сотрудников ГИБДД за необоснованные штрафы водителей, тогда подобных случаев станет меньше.